Публичный доклад

2011-2012 гг. 

 

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Гражданская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».

 

Публичный доклад

КГКСКОУ Гражданская КШИ

2011-2012 учебный год

 

Адрес сайта в Интернете: 

  1. Общая характеристика учреждения

Полное наименование:

краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Гражданская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Сокращенное название:

 КГКСКОУ Гражданская КШИ

Юридический адрес:

692322, Приморский край, с.Гражданка, Анучинский район , улица Комарова

Учредитель: Администрация  Приморского края

 

Телефон: (8-42362)  94-5-46

Факс:  8-42362)  94-5-46

 

 

Электронный адрес: grazhd_KS@mail.ru

 

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Гражданская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»  VIII вида открыта 15 декабря 1993года. В школе-интернате, расположенной в отдаленном селе Гражданка обучаются школьники Анучинского района.  

В 1993году была открыта группа детского дома, куда перевели детей из других  краевых учреждений и педагогам приходилось прикладывать немало усилий для бесконфликтного сосуществования разных по воспитанию детей.

 

Тип учреждения – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Вид учреждения – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

 

Лицензия на право ведения образовательной деятельности:

 серия РО № 015308 регистрационный номер 93 от 16 февраля 2011 г.

 

Свидетельство о государственной аккредитации:

серия ОП 018273 регистрационный номер 5 от 18 февраля 2011 г.

 

Тема работы нашей школы:

«Социально-трудовая   адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания».

 

 

 

 

 

 

Публичный доклад

 

Цель публичного доклада – развитие гражданского образования, демократического воспитания всех субъектов образовательного процесса: учеников, педагогов, социальных партнеров; получение общественностью информации для ведения открытого диалога, и осознания собственной роли в развитии школы и всей системы образования.

В результате представления публичного доклада мы ожидаем:

  • Общественное признание;
  • Привлечение внимания общественности и власти к деятельности школы;
  • Получение ресурса доверия и поддержки школы от общественности;
  • Создание системы внешней оценки деятельности школы от общественности и использование ее в целях развития школы.

Общественное мнение очень значимо для школы, поэтому мы готовы рассматривать предложения всех субъектов образовательного процесса, социальных партнеров, инвесторов, общественных организаций.

             На основании анализа работы школы за 2010-2011 учебный год коллективом школы была определена в текущем учебном году основная цель деятельности: формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации в жизни в обществе, создание основы для сознательного выбора и последовательного освоения профессиональных образовательных программ.  Работа учреждения над реализацией образовательной программы, плана учебно-воспитательной деятельности определяла её образовательную политику в прошедшем учебном году.

        Школа обеспечивает доступность и бесплатность образования в соответствии с п.3 ст.5 и п.10 ст.50 Закона РФ «Об образовании». Прием, переход и отчисление учащихся осуществляется на основании Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также Устава учреждения.

     Приоритетными направлениями работы школы являются:

     -расширение социально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

   -совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни;

     -системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей.

     Образовательная программа и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение образования и развития ребенка в процессе учебно-воспитательной деятельности.

1.МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАБОТА.

 

            Методическая работа в 2010-2011 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы, учебно-воспитательный процесс и работу над методической темой:  использование личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Цель методической работ:

Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в области формирования у детей с ОВЗ жизненно важных компетенций средствами учебных предметов и внеурочной деятельности.

                        Основные направления методической работы:

- повышение квалификации педагогов;

- информационная деятельность;

- экспертно-оценочная деятельность;

- работа  школьного методического объединения;

- работа с учителями-предметниками.

     Залог успешности методической работы заключается в:

  • правильном подборе и расстановке кадров;
  • повышении квалификации,
  • педагогическом мастерстве ;
  •  категорийности кадров;
  •  плодотворной работе методического объединения;
  • создании условий для успешного проведения методической работы.

Содержание  методической работы:

  • > научные исследования по различным вопросам учебной и воспитательной коррекционной работы;
  • > координация разработки учебных планов и программ, их со­гласование по смежным и взаимообеспечивающим дисциплинам;
  • > обсуждение проблем информатизации образования, повыше­ния качества профессиональной подготовки учителей на основе ши­рокого использования средств вычислительной и информационной техники; внедрения коррекционно-развивающих технологий;
  • > анализ и коррекция подготовки учащихся по результатам те­кущей успеваемости, зачетов и экзаменов, контрольных посещений занятий;
  • > организация лекций для администрации и учителей по во­просам педагогики и психологии, новым достижениям в науке по проблемам обучения и воспитания учащихся с ОВЗ, методики проведения отдельных видов учебных занятий;
  • > выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы отдельных преподавателей и М/О в целом;

         > изучение и внедрение в учебный процесс положительного опыта методической работы других ОУ.

Формы и методы организации методической работы.

Основными формами и методами организации методической работы в школе являются:

· тематические методические и педагогические советы;

· семинары - практикумы;

· тематические заседания  ШМО, творческих групп учителей;

· открытые уроки;

· взаимопосещение уроков;

· педагогические консилиумы;

· диагностика, педагогический мониторинг;

· индивидуальная работа;

· аттестация;

· творческие отчеты;

· деловые игры;

· групповые и индивидуальные консультации;

· педагогическая выставка;

· самообразование педагогов;

· мастер - класс;

· информирование и обсуждение методических новинок;

· презентация методических наработок.

              В структуре методической сети сохранена ведущая роль педсовета.

            В 2011-2012 учебном году проведены 3 тематических педсовета:

1. Современные педагогические технологии как объективная потребность.

2. Почему воспитанники школ-интернатов совершают побеги.

3. Нетрадиционные формы воспитательной работы. Творческий отчет по программам.

             Формы проведения педсоветов были разнообразные. Наряду с традиционными использовались активные формы как деловая игра, работа в группах, «мозговой штурм» и др. Эффективность работы в таких случаях  была достаточно высокой.   

            Для повышения эффективности функционирования системы методической работы администрация руководствовалась требованиями практической направленности, оптимального сочетания разных форм и методов работы. Методическая учеба была организована в форме теоретических, практических и игровых семинаров: «Базовые национальные ценности — основное содержание духовно-нравственного воспитания» - семинар-практикум, «Творчество классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов» - круглый стол, «Воспитательные функции щколы в условиях личностно-ориентированного образования». «Формирование толерантности у школьников» - теоретические семинары.

     Главным звеном методической работы в школе является методическое объединение педагогов. ШМО работало над методической темой, тесно связанной с методической темой школы. На заседаниях ШМО рассматривались вопросы, определенные планом работы объединения и планом работы школы. Взаимопосещение уроков – одно из основных направлений работы руководителя методобъединения. Этот вид работы обогащает опыт педагога, способствует внедрению положительного опыта. По результатам отчетов за год можно отметить, что большинство педагогов этому виду работы не уделяют внимания. Нет ни одного урока в рамках взаимопосещения у некоторых педагогов. Отдельные педагоги имеют 2-3 посещения урока в течение года, что крайне недостаточно для обмена опытом работы с коллегами.

     Особое место в работе ШМО  по повышению профессиональной компетентности кадров занимает самообразование педагогов. Темы самообразования педагогов согласуются с методической темой школы и методобъединения.

             Основная форма методической подготовки педагогов – курсы  повышения квалификации. В прошедшем учебном году пять  педагогов прошли курсовую подготовку.

             Таким образом, важнейшим звеном в повышении педагогического мастерства педагогов, связующим в единое целое всю систему работ, является методическая работа. Ее роль возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и эффективно использовать новые технологии, приемы, формы в образовательном процессе. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной работы с учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностики, повышения мотивации к обучению.

     Вместе с тем в проведении методической работы  можно отметить:

  • слабо ведется работа по обобщению и распространению передового опыта педагогов;
  • ШМО недостаточно уделяет  внимания изучению новых технологий.
  • недостаточный уровень владения анализом и самоанализом работы педагогов;
  • отсутствие системы взаиморазвития и обмена профессиональным опытом;
  •  отсутствие стремления к продолжению роста профессионального уровня педагогов;
  • очень медленно происходит перестройка педагогов при внедрении личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс.

     Поэтому необходимо добиваться, чтобы самообразовательная подготовка педагогов

всегда имела выход на коллектив, т.е. имела реальный практический результат. Необходимо

также усилить работу по поиску, обобщению и распространению опыта работы лучших

 педагогов, что будет способствовать повышению уровня методической работы в школе.

            Система методической работы в школе-интернате – это часть работы с педагогическими кадрами, часть системы повышения квалификации педагогов.

В 2011/2012 учебном году в педагогический состав специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната входит 37 человек.

  Из них 5 чел. – ветеран труда; 3 чел. – отличника просвещения.

Административный состав – 3 человека;

Учителей начальных классов – 3 человека;

Учителей-логопедов -  1 человек;

Учителей русского языка и литературы – 2 человека;

Учителей математики – 1 человека;

Учителей физкультуры – 2 человек;

Учителей музыки – 1 человек;

Воспитателей – 14 человек;

Учителей трудового обучения – 3 человека;

Социальный педагог - 2 человека.

             В 2011-2012 уч.г. было аттестовано 3  человека.

На высшую квалификационную категорию по должности «учитель» -

 3 чел.(Ивасик Н.Г.,Мищенко О.А.,Мурзина М.А.)

На I квалификационную категорию по должности «заместитель директора по ВР» -

1 чел.(Киреева Р.Г..)

 

            Общее количество педагогических работников , имеющих :

высшую квалификационную категорию  - 6  чел. 16,2 %;  из них по должности

« учитель» - 5 чел.

« воспитатель» - 0 чел.

« учитель-логопед» - 1 чел.

I квалификационная категория – 15 чел.  40,5%;   из них по должности

« учитель» - 3 чел.

« воспитатель» - 6 чел.

 

 

Уч.годы

Всего педагогов

2 категория

1 категория

Высшая категория

% педагогов, имеющих категорию

Без категории

2011-2012

27

8

9

6

 

4

 

     Образовательный процесс в школе осуществляли 27 педагогов,

 Из этого количества педагогических работников  имеют:

- высшее профессиональное образование – 8 человек;

- среднее профессиональное образование – 17 человека;

- образование в области коррекционной педагогики – 2 человек.

Квалификация педагогических кадров:                                                       

Категория             

педагогических

кадров.

Количество педагогов

Имеют

 высшую

квалифик.

категорию

Имеют

первую

квалифик.

категорию

Не имеют

квалифик.

категории

1.Администрация

     3

2

1

     -

2.Учителя

10

4

3

4

3.Воспитатели

14

 

6

 

Всего по школе

27

   6

10

11

            В прошедшем учебном году  аттестационной комиссией подтверждена высшая  квалификационная категория по должности «учитель» Ивасик Н.Г., Мищенко О.А.

     Образовательная деятельность школы определялась учебным планом, разработанным на основе 1-ого варианта Базисного учебного плана и утвержденного департаментом образования и науки Приморского края с учетом обязательного минимума содержания программы обучения.

            В течение учебного года администрацией школы осуществлялся мониторинг  выполнения образовательных программ по предметам учебного плана на основе записей в журналах и в рабочих программах педагогов. В результате обобщения аналитического материала можно отметить, что учебный материал, предусмотренный программой, изучен в необходимом объеме. Незначительное снижение числа учебных часов, рассчитанных на 34 учебные недели, стало возможным в связи с праздничными календарными датами. Учебный материал пройден за счет использования часов повторения согласно рабочим программам учителей по предметам.  В текущем учебном году все учителя-предметники имеют рабочие программы по преподаваемым предметам  При разработке рабочих программ на новый учебный год необходимо уделить особое внимание составлению пояснительных записок по предметам, конкретизировать все разделы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к  этому документу каждого учителя.

            В течение учебного года создавались оптимальные условия для укрепления здоровья: физического, психического и интеллектуального развития учащихся. Проводилась работа по здоровьезберегающим технологиям в режиме школы-интерната. Во главу ставились физическое здоровье и концепция духовно-нравственного воспитания. В школе проводились мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья:

-оснащенность кабинетов в соответствии с нормами СанПин ( в кабинетах заменены лампы освещения);

-на занятиях оказывалась педагогическая поддержка и коррекционная работа учителями;

-на уроках проводились физкультминутки, использовались разные формы обучения для снятия переутомления;

-на классных часах медсестрой проводились профилактические беседы по предупреждению простудных заболеваний.

  1. Планируемые результаты:

ü создание коррекционно-развивающей среды (оформление школы, площадок, спортзала, мастерских.)

üУкрепить  материальную  базу процедкрного   и медицинского кабинетов.

üУсовершенствовать качество преподавания групповых и индивидуальных  коррекционных  занятий  с  целью  устранения недостатков  в  развитии  воспитанников.

ü Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

ü Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

ü Формирование у обучающихся, воспитанников положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

ü Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

             Одним из основных направлений деятельности школы является формирование ЗУН учащихся, поэтому в течение учебного года в соответствии с планом внутришкольного контроля осуществлялся мониторинг уровня учебных достижений учащихся. Внутришкольное инспектирование проводилось в форме текущего, итогового контроля и итоговой аттестации выпускников.

            Государственная (итоговая) аттестация выпускников проведена в 2012 году в соответствии  с нормативно-правовыми документами федерального, регионального и школьного уровней образования. До государственной (итоговой) аттестации допущены 16 учащихся 9 класса. Выпускники сдавали экзамен по изучаемому профилю трудового обучения: швейное дело – 4 человека и столярное  дело – 11 человек.

Результаты итоговой аттестации:

 

Учебный год

Количество

выпускников

Качество знаний

по итогам учебного

года (в %)

Качество знаний на

итоговой аттестации

(в %)

2008-2009

     9

          100

          89

2009-2010

     17

           81

          63

2010-2011

     12

           75

          58

            Итоговая аттестация показала достаточный уровень качества знаний и степень обученности учащихся по профилям трудового обучения, но в то же время на протяжении последних трех лет у отдельных учащихся экзаменационные отметки оказались ниже годовой. Таким образом, подготовка к экзамену в условиях коррекционной школы ставит педагогов в более жесткие условия и требует большей ответственности не только от ученика, но в большей степени от учителя.

            Одной из основных задач на 2011-2012 учебный год  обеспечение стабильного уровня обучения и воспитания детей за счет психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.  В течение учебного года проводился мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения по предметам учебного плана в виде административных контрольных работ:

- стартовый (входной) контроль для определения степени устойчивости знаний учащихся и устранения выявленных пробелов в процессе повторения материала;

- промежуточный  (по итогам четверти) для отслеживания динамики обученности учащихся и коррекции деятельности учителя для успешного формирования ЗУН учащихся;

- итоговый (годовой) для определения уровня сформированности ЗУН при переходе ребенка в следующий класс, отслеживания динамики его обученности, выявления недостатков в работе, планирования внутришкольного контроля на новый учебный год.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ПО

МАТЕМАТИКЕ

           

            Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Задачи преподавания математики в коррекционной школе состоят в том, чтобы дать учащимся доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность. Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, а также с другими предметами.

            Анализируя результаты обучения по математике, можно отметить, что у большинства учащихся формируются представления об основных математических понятиях: число, арифметическое действие, геометрическая фигура и др. Учителя математики уделяют внимание развитию вычислительных навыков, построению геометрических фигур, а также развитию мыслительных процессов, использованию заданий с опорой на различные анализаторы, т.е. коррекционной направленности урока.

            Анализ контрольных работ по математике за 2011-2012 учебный год:

Класс

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Качественный уровень %

100

100

100

100

100

Степень обученности

86,00%

70,00%

76,00%

79,00%

84,00%

Средний балл

4,1

4,2

3,7

4,2

4,3

            Большое внимание на уроках уделяется дифференцированному подходу, поэтому на контрольных работах, как правило, используется не два варианта, а три, четыре варианта в зависимости от учащихся.

Основные ошибки: решение примеров с переходом через ряд (на умножение, деление, вычитание),умножение на однозначное число, действия с десятичными дробями.

             Таким образом, анализ результатов обученности детей по математике показал, что 79%  учащихся 5-9 классов освоили учебные программы на «4» и «5». Вместе с тем, как и в прошлом учебном году, большинство учащихся не могут выполнить решение текстовых задач в 2 и более действий, проанализировать условие задачи а, следовательно, составить краткую запись, записать последовательность действий. Многие учащиеся испытывают затруднения при выполнении геометрических заданий (вычисление периметра, площади, построение углов заданной величины и др.). Учителям математики необходимо уделять внимание развитию вычислительных навыков, развитию логического мышления и формированию умений применять знания в практической деятельности, осуществляя межпредметные связи.

РУССКИЙ ЯЗЫК

     Результаты итоговых контрольных работ по письму и развитию речи показали, что учащиеся школы овладели основными знаниями и умениями, предусмотренными программой обучения детей с ОВЗ.

Результаты обучения  учащихся по письму и развитию речи:

Анализ контрольных работ по русскому языку за 2011-2012 учебный год:

Класс

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Качественный уровень %

100

100

100

100

100

Степень обученности%

84

70

64

85

75

Средний балл

4,1

3,9

3,7

3,7

4,1

 

            Анализируя уровень сформированности ЗУН по русскому языку, можно отметить, что качественный показатель выполнения контрольных работ за год составляет 75%. Некоторые  учащиеся не могут применить на письме изученные правила. Максимальное число ошибок на пропуск букв  - 18 учащихся, на безударные гласные – 13 учащихся, на падежные окончания прилагательных- – 6 учащихся, слитное написание слов и их произвольное деление (нас тупила – наступила, виситиастие – висит на стене, у стала – устала)-7 учащихся, пропуски букв и слогов (трва – трава, кродил – крокодил, пинес – принес);

перестановки букв и слогов (онко – окно, звял – взял, пеперисал – переписал);
едописывание букв и слогов (красны – красный, лопат – лопата, набухл – набухли);  нарушение смягчения согласных (васелки – васильки, смали – смяли, кон-конь).
 

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

     Проведенная проверка техники чтения показала, что 80% учащихся выполняют норму темпа чтения, предусмотренную для учащихся коррекционной школы.  Снижение темпа чтения учащихся в сравнении с прошлым учебным годом составляет 16%.  Большинство учащихся, выполняющих норму чтения, читают целыми словами, соблюдают правильную интонацию, но не всегда могут выделить основную мысль прочитанного текста. С пересказом прочитанного текста не справляется менее половины всех учащихся. 17 учащихся  читают по слогам или слог+слово. Таким образом, анализируя результаты техники чтения и выставленные итоговые отметки за год, можно отметить, что при 14 учащихся, выполняющих норму чтения 21 ученик (58%) имеют за год «4» и «5». Поэтому учителям чтения и развития речи необходимо более строго соблюдать нормы выставления отметок, а также усилить работу над развитием связной речи: учить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлять рассказы по серии сюжетных картинок, четкому, выразительному  чтению текста. С этой целью система учебных занятий должна сочетать использование наглядного образа и слова, речевое формирование выводов.

    Основными задачами обучения чтению во вспомогательной школе являются:

-        Научить детей читать доступный их пониманию текст в слух и «про себя».

-        Осмысленно воспринимать и пересказывать прочитанное.

Техника чтения проверялась на начало учебного года и на конец учебного года.

Анализ техники чтения показал следующие результаты:

 

1-9 классы

Читают бегло

45%

Слоговое, медленное чтение

35%

Средний темп

37%

Выразительное чтение

54%

Ошибки

76%

Самостоятельный пересказ

60%

Пересказ по вопросам

40%

Качественный уровень

80,00%

За прошедший год техника чтения осталась на прежнем уровне.

           

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ.

            В специальной коррекционной  школе-интернате  VIII вида подготовка  детей с ограниченными возможностями здоровья  к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в  школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей.

            В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных и адаптационных  функций теснейшим образом связана с общесоциальной  задачей трудового воспитания в школе VIII  вида. Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

            Технология – важная составляющая часть всего учебно-воспитательного процесса, поэтому обучение учащихся различным профилям труда рассматривается в неразрывной связи с общеобразовательной подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их самостоятельной дальнейшей жизнью с учетом ресурсных возможностей региона, ближайшего социального окружения обучающихся.

Трудовое обучение строится на следующих принципах:

- комплектование групп с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей учащихся;

- единство трудового обучения и самообслуживания;

- единство трудового обучения и общественно-полезного труда, направленные на улучшение санитарного состояния здания школы и пришкольной территории;

- ответственность за качество выполненных работ;

- индивидуальная трудовая деятельность: изготовление праздничных костюмов, выставочных работ.

     В школе созданы 3 профиля трудового обучения: столярное, слесарное, швейное дело.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕННОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ 

                                                                                                                 

Профиль трудового

обучения

класс

учитель

Количес.

учащихся

Имеют годовые

«4» и «5»

%

Швейное дело

 

Копылова О.В.

    11

          11

100

Столярное дело

7, 8

Солошенко А.В.

    10

          10

100

Слесарное дело

6а, 9

Левичев А.А.

     11

          7

70

     Учителя трудового обучения стараются шире использовать возможности профильного предмета и развивают у детей способности увидеть конечные результаты своей практической деятельности. Это отмечается на уроках швейного дела, что подтверждает итоговая аттестация выпускников.

     Подготовка к самостоятельной жизни осуществляется на протяжении всех лет обучения ребенка в школе.

     Результаты годовых контрольных работ, итоговые отметки  и срезы учащихся по предметам трудового обучения  показали, что учащиеся овладевают необходимыми ЗУН в рамках учебных программ.

            Таким образом, учитывая все отмеченные недостатки в ходе анализа учебной деятельности, можно отметить, что, несмотря на неустойчивость и ослабление мотивационной стороны  учащихся с ОВЗ, большинство педагогов школы уделяют в своей работе внимание коррекции недостатков познавательной деятельности ребенка, что способствует решению определенных задач в соответствии с основными дидактическими принципами обучения.

     В тоже время не всегда педагоги используют все возможные средства воздействия на проблемного ребенка, способствующие развитию познавательной активности, интереса к предмету. На уроках недостаточно используется наглядность, занимательный материал, нетрадиционные формы уроков;  недостаточно уделяется внимания индивидуальному и дифференцированному подходу в обучении; не раскрывается практическая значимость изучаемого материала, выполняемого задания и т.д. Эти недостатки существенно влияют не только на формирование познавательной активности учащихся, но и на отношение ребенка к учебной деятельности.

Коррекционная работа

Коррекционная работа в школе-интернате имеет непрерывный характер и осуществляется в течение всего учебно-воспитательного процесса. Типовой учебный план включает особый курс психомоторного и сенсорного развития для младших классов, логопедические занятия, часы ритмики, ЛФК.

             Коррекционная работа в школе-интернате отвечает общим требованиям, предъявляемым к учреждениям подобного вида: обеспечена кадрами, оборудованием, методическим сопровождением, соответствует современным технологиям обучения детей с ОВЗ, обеспечивает дифференцированный подход с учётом темпа, особенностей развития обучающихся, воспитанников.

Логопедические занятия играют важную роль в коррекционной работе. Логопедическую помощь получают 100% нуждающихся в ней обучающихся, воспитанников 1-7 классов, принципиальным в работе педагогов является умение работать в контакте «учитель-логопед-медицинский работник», имеется координация при составлении планирования, выработки единых педагогических требований, определении зоны ближайшего развития ребёнка.

Взаимодействие специалистов отражено и в конкретной документации школьной медико-психолого-педагогической комиссии.

 

АНАЛИЗ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.

 

Основа внутришкольного контроля - педагогический анализ результатов труда учителя и состояние учебно- воспитательного процесса.

Цели внутришкольного  контроля:  совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе  программным требованиям образовательных учреждений VIII вида, коррекционно-развивающая работа в урочное и внеурочное время  с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, воспитанников,  их интересов.

Осуществление контроля велось по следующим направлениям:

  • состояние знаний, умений, навыков учащихся,
  • ведение школьной документации
  • выполнение всеобуча
  • состояние преподавания учебных предметов
  • подготовка к экзамену по трудовому обучению
  • контроль воспитательной работы.

Основные направления внутришкольного контроля:

- освоение программных требований по образовательным курсам;

- работа с обучающимися, воспитанниками по подготовке к экзамену по трудовому обучению;

-использование   коррекционно-развивающих и  информационных технологий в процессе обучения;

     Контроль состояния преподавания учебных предметов осуществлялся при посещении уроков учителей, собеседовании, проведении и анализе административных и итоговых контрольных работ по предметам учебного плана. В истекшем учебном году администрацией школы посещено 56 уроков, специальных коррекционных занятий – 5. Анализ посещенных уроков показывает, что большинство педагогов проводят уроки на должном методическом уровне, имеют соответствующий методический комплект, ведут необходимую документацию. Учителя ознакомлены с результатами контроля качества проведенных уроков. Все справки по результатам контроля обсуждены на совещаниях при директоре.

     По результатам контроля ведения документации можно отметить, что серьезной проблемой  остаются вопросы, касающиеся заполнения и ведения классных журналов. Журналы не всегда заполняются своевременно, учителя допускают ошибки, исправления, помарки. Подобное отношение к ведению основной документации недопустимо.

     В течение учебного года  неоднократно проводилась проверка тетрадей учащихся по предметам. Тетради учащихся ведутся, в основном, в соответствии с требованиями, но не во всех тетрадях соблюдается орфографический режим, отмечаются нередко пропуски ошибок при проверке работ учителем по русскому языку. Учащиеся имеют тетради для контрольных работ, в которых выполняют работы в соответствии с календарно-тематическим планированием.

     Все учителя  имеют рабочие программы по предметам, которые составлены на основе программы для специальной (коррекционной) школы под редакцией Воронковой.

     Все педагогические работники ознакомлены с результатами контроля ведения документации. Результаты контроля обсуждены на совещаниях при директоре или при зам. директора школы  по учебной и воспитательной работе.

     Таким образом, план внутришкольного контроля за прошедший учебный год выполнен, но необходимо повысить ответственность педагогов школы за ведение документации, не допускать отмеченных недостатков в работе в новом учебном году.

     В соответствии с годовой циклограммой организационно-педагогической работы и административного управления школы администрацией проводились совещания при директоре, где определялся и корректировался план работы, подводились итоги выполнения, давался анализ и оценка деятельности структурных подразделений. Ежемесячно проводились совещания при заместителе директора по УР и ВР.

Особое внимание уделялось совершенствованию форм и методов организации работы обучающихся на уроках.  План внутришкольного контроля был выполнен на 100%.

            По итогам анализа внутришкольного контроля 2010-2011 уч.г. можно сделать выводы:

  • программы по всем образовательным областям выполнена на 100%;
  • уровень обученности обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната по всем образовательным курсам 100%
    • педагоги используют на своих уроках  и воспитательных мероприятиях коррекционно-развивающие технологии и элементы информационных технологий

            Большое внимание уделялось работе по повышению педагогического мастерства  учителей гуманитарного цикла. Были даны индивидуальные консультации по составлению рабочих программ, тематических  и поурочных планирований, инструктаж по заполнению школьной документации. 

            Выводы:

            Методическая тема школы-интерната и вытекающие из неё темы МО соответствуют основным задачам, стоящим перед  образовательным учреждением.  Тематика заседаний МО и педагогических Советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решить педагогический коллектив школы-интерната. В основном поставленные задачи методической работы школы-интерната на 2011-2012  уч. год выполнены.    Ежегодно проходят курсовую переподготовку педагоги школы-интерната.   Стало традицией участие наших воспитанников в городских, краевых мероприятиях.

        Наряду с положительными результатами в работе педагогического коллектива имеются недостатки:

  • Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания остается актуальной для педагогов нашей школы-интерната, что отражается на продуктивности обучения   обучающихся, воспитанников, а также  посещения уроков и организации II половины дня;
  • низкий уровень обобщения ППО
  • недостаточно высок уровень самоанализа у педагогов школы-интерната.

 

2.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

            Всего в интернате числится 101 человек, из них — детский дом 39, приходящих — 28, индивидуально обучающихся — 3.    В школе 9 классов. Средняя наполняемость 11 — 12 человек. Все ребята разделены на группы. Всего в школе 6 групп.

            В 2011-2012 учебном году основной целью воспитательной работы являлось личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности учащихся.

            Педагогический коллектив школы-интерната осуществлял свою работу в соответствии с общешкольной методической темой «Социально-трудовая адаптация учащихся в процессе обучения и воспитания».

            Опираясь на традиционные подходы к организации воспитательного процесса, педагогический коллектив школы-интерната стремился в своей работе раскрыть внутренние цели и желания ребенка, сделать его готовым к успешному усвоению социального опыта:

1. Адаптация воспитанников к режиму школы-интерната, формирование адекватного поведения, воспитание навыков и умений самообслуживания.

2. Формирование высоких нравственных качеств, любви к Родине, уважения и любви к родителям.

3.Формирование интеллектуальной и эмоциональной отзывчивости, умение сопереживать, понимать прекрасное в природе, искусстве, литературе, жизни.

4. Воспитание санитарно-гигиенических навыков, потребность выполнять правила личной гигиены.

5. Пропаганда здорового образа жизни и потребность в регулярных занятиях физкультурой.

6. Коррекция недостатков психофизического развития учащихся, формирование социально-адаптированной личности.

Основные задачами по достижению целей

 воспитательной работы:

            1. Создание в школе-интернате коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с дефектом.

            2. Организация воспитательного процесса в плане развития механизмов продуктивного общения и освоение и усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения.

            3. Развитие профессиональной деятельности воспитательного коллектива в плане формирования их продуктивной работоспособности на основе учета их мотивационных, потребностных и целевых установок.

            В настоящее время в школе создана целостная система воспитательной работы. Разработана программа воспитательной работы школы, которая осуществляется через деятельность разновозрастной детской организации «МИРТиС».

            В стенах школы созданы благоприятные условия для полноценного осуществления внеурочной работы с обучающимися, воспитанниками:

  • · Перспективные планы воспитательной работы разработана на основе личностно-ориентированной концепции, основаны на здоровьесберегающих технологиях;
  • · структура работы педагогического совета школы предусматривает обязательное вынесение вопросов, связанных с воспитанием обучающихся, на рассмотрение всех участников образовательного процесса;
  • ·имеются свободные площади, необходимые для внеурочной и кружковой работы.

 

           

Все массовые общешкольные мероприятия проходили согласно плану воспитательной работы школы и календарным праздникам. Основными мероприятиями были:

 

№п/п

Мероприятие

Охват обуч-ся

01.05.12

Дни здоровья и спорта

99 чел.

02.05.12

День Знаний

101 чел.

3.      

Единый классный час “Моя Родина - Россия ”

101чел.

4.      

.Золотая осень

101 чел.

5.      

Концерт ко Дню учителя.

85 чел.

6.      

Викторина «Осторожно дорога»

54 чел.

7.      

День Матери

100 чел.

08.06.12

«Три ступени вниз» (мероприятие по профилактике вредных привычек)

38 чел.

9.      

Новогодний утренник

102 чел.

10.          

Конкурсно- развлекательная программа «Береги свою планету»

52 чел.

11.          

«День Святого Валентина"

67 чел.

12.          

"Новогодний бал"

100 чел.

13.          

Конкурс- концерт: «Аты-баты, шли солдаты!».

     20чел.

14

«Зарница»  и «Зарничка» военно — спортивная игра

96 чел.

14.          

Конкурсно- развлекательная программа «Самая хорошая» (о маме)

67 чел.

15.          

Конкурсно- развлекательная программа «День птиц»

31 чел.

18.          

Игротеки, конкурсные программы в рамках проведения методических недель "Воспитай себя сам»,   «Дорога и мы», «Мы за здоровый образ жизни»

43 чел.

19.          

Инструктажи по технике безопасности по ПДД, антитеррору, по противопожарной безопасности, техника безопасности на железной дороге и в общественном транспорте.

102 чел.

20.          

Трудовой десант "Уют» на территории школы и в спальных корпусах и комнатах.

56 чел.

21.          

Классные часы «Колокола памяти».

Общешкольный праздник «Они в памяти народной».

102 чел.

22.          

Совместные беседы с ПДН по профилактике правонарушений

64 чел.

23.          

Праздник последнего звонка «Школа, ты похожа на корабль бегущий вдаль…»

101 чел.

            Все мероприятия были   проведены на достаточно высоком уровне, так как подчинялись следующим целям и задачам:

     *  формирование познавательных  интересов обучающихся;

     *  защита прав и интересов ребенка;

   *  обеспечение единства воспитательных усилий семьи, школы, общественности;

     *  работа с трудными детьми по налаживанию контакта и  взаимопонимания;

     *  воспитание физически и морально здорового человека;

     *  формирование у обучающихся школы умения и желания учиться;

     *  выработка у обучающихся школы навыков культуры  поведения, этикета, вежливости, уважения к старшим, своим товарищам;

    * обеспечение каждому школьнику доступа к основам физической культуры, максимальное раскрытие способностей детей с разными уровнями физического развития;

    * создание условий для непрерывного воспитания и образования обучающихся, обеспечивающих развитие творческих способностей к познавательной деятельности;

    * создание условий для развития творчества обучающихся через работу школьных кружков;

    * продолжение работы по изучению правил безопасного поведения детей на дорогах и в общественных местах;

    * воспитание чувства гражданственности и формирование гражданской позиции школьников;

    * совершенствование спортивно-оздоровительной работы;

    * воспитание у ребенка стремления к культурной жизни, правде, добру, красоте;

    * использование в работе методов педагогики сотрудничества.

            Наиболее ярко и на высоком уровне прошли такие праздники:

-«День матери».Отв.воспит.Арефьева Н.Д.,Ларченко А.С..

-«Новогодний утренник». Отв.  Воспит.Мироненко О. А.,Чикалина Н. М.,Глазунова         О.В..

-Концерт-конкурс «Аты-баты, шли солдаты». Отв. Бабакова И.В.,

-«Зарница» и «Зарничка». Отв.воспитат.Баутдинов И.М.,Ивасик С.В..Цимбол А.В..

-Праздник последнего школьного звонка «Школа, ты похожа на корабль бегущий вдаль». -Отв. Дереповка О.Л.,Мироненко О.А.,Ларченко А.С.

            В начале учебного года классными руководителями и воспитателями  были составлены планы воспитательной работы с классом на основе общешкольного плана с учетом особенностей познавательной деятельности, умственных, физических возможностей, морально-нравственных сторон характера обучающихся, склонностей, потребностей и стремлений к самореализации каждого ученика. Вся воспитательная работа основывалась на требованиях времени, соответствовала целям и задачам образовательного учреждения.

            Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа.

- личностное развитие, социализация и общение;

- эстетическое воспитание, развитие творческого воображения и восприятия;

- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;

- работа с родителями;

- основы безопасности и жизнедеятельности, физическое развитие;

- профилактические мероприятия

            Одной из главных актуальных задач являлось развитие и воспитание нравственной культуры школьников. В современном мире на неокрепший интеллект и чувства ребенка ежедневно обрушивается множество разнообразных источников негативного характера, становясь причиной снижения критериев нравственности, угрожая психологическому здоровью.

            Решение этих проблем кроется  в формировании устойчивых духовно-нравственных свойств личности. На эту тему в школе проходили  беседы, классные часы и дискуссии:

 - «Я – гражданин России»

- «Правила поведения в школе и дома»

- «Мой край – Приморье»

- «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

- «Уроки мужества», где ребята обсуждали правила и законы, по которым живет общество, учились быть внимательными и вежливыми к окружающим людям. Развилась их адекватная оценочная деятельность, умение анализировать  собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями, способность чувствовать и понимать себя и другого человека.

            Потребность в нравственном самосовершенствовании, развитие чувств патриотизма невозможно без участия в праздниках, посвященных  Дню Защитника Отечества, Дню Победы. Ребята с удовольствием разучивали песни, марши, посвященные этим дням, принимали активное участие в беседах:

- «Поговорим о настоящих мужчинах», «Они защищают Родину»,

- выставках тематических рисунков («Никто не забыт, ничто не забыто», «Они охраняют наш мир на Земле»).

            Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся также имеет первостепенное значение. Вся работа по этому направлению была направлена на формирование уверенности в своих силах, знаний того, как избежать опасности, как действовать в опасной ситуации.

В результате решения поставленных целей и задач у школьников повысился уровень воспитанности, многие обучающиеся раскрыли свои способности и таланты, смогли избавиться от вредных привычек.

            В системе единого воспитательно-образовательного пространства школы работа по дополнительному образованию в 2011-2012 учебном году была направлена на выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм обучения учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей. С целью нравственно-эстетического воспитания детей, развития познавательной активности и творческой самореализации, физического развития воспитанников в школе действовали кружки:

- «Завиток» (руководитель Чикалина ( Л.В.)

- «Легкая атлетика» (руководитель Ивасик С.В.),где ребята готовились к конкурсам районного и краевого уровня, развивались физически, занимали призовые места на краевых соревнованиях и 5 человек получили спортивные разряды.

-»МИРТиС» (руководитель Бабакова И.В).  На протяжении года в школе работал кружок «МИРТиС». Его деятельность  направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа. Главная  цель такой системы – максимальное развитие личности ученика и подготовка к самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры:

-  здоровье физическое и психологическое,

-  семью,

-  Отечество,

 -  культуру.

            Ребята, входящие в «МИРТиС», не только активно участвовали в школьных мероприятиях, но и проводили рабочие линейки, в ходе которых подводились итоги проделанной работы и ставились задачи на будущее.

            Таким образом, создавались благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития творческих способностей каждого ученика, желание побеждать в себе негативное и развивать позитивное, стремления наполнить жизнь добрыми делами и радостью творчества.

            Все перечисленные кружки имели достаточно высокие результаты, так как работы обучающихся постоянно использовались в общешкольных мероприятиях, выставках, конкурсах. Неоднократно в школе проходили концерты-поздравления с участием номеров художественной самодеятельности, подготовленных руководителями и участниками кружков. Все воспитатели вели кружковую работу по интересам и участвовали в районных и краевых конкурсах, где отмечены почетными грамотами и поощрительными призами.

            В школе проводилась целенаправленная работа по предупреждению и профилактике преступности, бродяжничества и вредных привычек среди  несовершеннолетних подростков и детей «группы риска». На учёте в ПДН состояло 10 человек. Снято с учёта на конец учебного года 2 человека. Педагоги школы работали в тесном взаимодействии с правоохранительными органами, органами по опеке и попечительству, комиссией по делам несовершеннолетних, родителями, сельскими администрациями . В школе создан Совет по профилактике,  который проводит систематическую профилактическую работу с несовершеннолетними подростками и их семьями. Учителя, классные руководители, воспитатели, социальный педагог, администрация школы неоднократно посещали проблемные семьи на дому.

            Составлен план мероприятий по противопожарной, антитеррористической работе и предупреждению дорожно-транспортного травматизма и план координационной работы школы и Анучинского РОВД по предупреждению и профилактике правонарушений, предупреждения бродяжничества и вредных привычек среди несовершеннолетних подростков школы, работа по которому велась в системе.

            В школе составлена база данных  по семьям социального риска  и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а так же банк данных детей, склонных к правонарушениям и бродяжничеству, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе.

            Деятельность  социальных педагогов имеет одно из первостепенных значений, так как в школе обучаются дети из неблагополучных и малообеспеченных семей и дети группы детского дома. Работа этих специалистов поставлена на достаточно высокий уровень и проходит по следующим направлениям:

-работа с документпми;

-  работа с обучающимися,

-  работа с родителями,

-  работа с педагогическим коллективом.

            Ими проводится диагностическая, коррекционная и профилактическая работа. В тесной связи с социальным педагогом осуществляли воспитательную работу  классные руководители и воспитатели. В целом их работа проходила на высоком и хорошем уровне.

            В течение года проходили Дни здоровья, инструктажи по ППБ, правам ребенка, предупреждению ДТП,  борьбы с наркоманией и табакокурением, СПИДом. Состоялись встречи со следователем по борьбе с преступностью, инспектором по делам несовершеннолетних, врачами ЦРБ.

            Правовое воспитание школьников осуществлялось на занятиях социального педагога, занятиях классных руководителей под общим названием «Воспитай себя сам».

            Вопросы воспитательной работы входят в индивидуальный план по самообразованию каждого педагога, а также в план методического объединения, педагогических советов, совещаний, семинаров-практикумов.

            В течение учебного года прослеживалась динамика развития ребенка в каждом классе. Работа по развитию личности каждого ребенка  проводится в каждом класс на достаточном уровне. Воспитывая детей в атмосфере взаимовыручки, уважения, общения, согласованности в работе, классный руководитель формирует у ребенка систему сознания, которая главным образом определяет его социальное поведение и является основным объектом педагогического воздействия. Важнейшим показателем эффективности системы воспитания является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. В ходе систематической и целенаправленной работе по эстетическому воспитанию педагоги стремились раскрыть перед ребенком реальный мир, расширить кругозор, внести в жизнь детей новые эмоции и образы. Подводя итог воспитанности учащихся, можно сделать вывод, что проблема формирования личности ребенка является приоритетной в воспитательной работе педагогического коллектива.

            Педагогический коллектив школы-интерната в своей работе с родителями наметил и старался выполнить следующие задачи:

1. Своевременно давать родителям аргументированные советы по обучению и воспитанию учащихся, опираясь на положительные стороны личности ребенка.

2.  Привлекать родителей к оказанию помощи интернату в различных ситуациях жизни детей.

            В течение учебного года  проводились тематические общешкольные родительские собрания, классные собрания, постоянные консультации родителей, когда родители имели возможность встретиться с врачом, воспитателем, классным руководителем, администрацией школы-интерната.

            Приглашая родителей на День Знаний, Новогодний праздник, 8 Марта, детский и взрослый коллективы более тесно объединяются и сплачиваются.

                        Контроль  состояния воспитательной работы в школе проводится согласно графику внутришкольного контроля. Он был как тематическим, так и фронтальным.

Контролю подвергались:

- Организация и работа  кружков.

- Планы самообразования и воспитательной работы педагогов.

- Общешкольные и классные мероприятия;

-  Посещаемость обучающихся.

-  Выполнение режима работы школы.

- Работа с детьми-инвалидами.

- Социальное исследование обучающихся школы.

- Работа с неблагополучными семьями и трудными обучающимися.

- Работа по укреплению здоровья обучающихся.

-Уровень воспитанности обучающихся.

-Работа социального  педагога,  классных руководителей школы

-Эколого-валеологическое воспитание школьников.

-Правовое воспитание.

-Патриотическое воспитание.

-Работа по правилам дорожного движения, противопожарной безопасности.

            В школе работает методическое объединение воспитателей и учителей — руководитель О.А. Мищенко. На заседаниях обсуждались вопросы о методах и приёмах объединяющих обучение и воспитание в единый процесс.

            Следует отметить содержательную и интересную внеурочную деятельность во всех начальных классах. Строя воспитательную внеурочную деятельность, классные руководители помогая друг другу умеют подготовить и провести мероприятие. Принимают активное участие во всех праздниках школы, что касается старших классов, то внеурочная работа ведётся по — разному. Все формы воспитательских занятий (самоподготовка ,воспитательские часы, занятия по интересам, праздники) имеют две четко выраженные задачи: дидактическую. коррекционно-развивающую.

            Определенная работа велась с группой детского дома: социальный паспорт. личные дела, каникулярный план мероприятий, контроль за детьми группы риска Находясь в условиях школы-интерната, воспитанники группы детского дома усваивали определенные вхождения в социальную среду , систему существующих социальных связей(привлечение к общественно-полезному труду, отдыху, навыку самообслуживания).

            В качестве основных критериев, определяющих уровень воспитанности, были следующие: отношение к учёбе, труду, коллективу, правилам поведения и т. д. В соответствии с ними в составленной карте воспитанности который воспитатель заполняет на каждого воспитанника на протяжении всего учебного года.

            Изучение школьников не самоцель, а средство улучшения воспитательной работы. Уровень сформированности личностных качеств определяется по следующим уровням: примерное, хорошее, удовлетворительное.

            Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы в 2011-2012 учебном году можно считать решенными, цель достигнута. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий учебный год:

1. Продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня воспитательского  коллектива в области воспитания детей.

2. Формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни, продолжать обновлять и развивать систему работы по охране здоровья учащихся.

3. Развивать внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала.

4. Продолжать работу по воспитанию толерантности.

5. Повысить качество дополнительного образования за счет повышения количества студий и секций.

6. Активизировать участие детей в конкурсах, фестивалях разного уровня.

7. Продолжать работу над дневниками индивидуального следования учащихся.

8. Вести активную работу с семьями учащихся. Привлекать родителей в совместную деятельность.

            На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что воспитательная работа в школе проводилась на удовлетворительном уровне. Несмотря на это, рекомендовано:

  • · всем педагогам школы больше уделять внимания коррекционной работе с детьми, требующими повышенного педагогического внимания;
  • во время самоподготовки, воспитательных мероприятий использовать оздоровительные методики и технологии (пальчиковую и дыхательную гимнастики, массаж, др.);
  • своевременно оформлять документацию, учитывая требования, четко следовать графику сдачи документации на проверку.

                                                             

3.   СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

 Работа социального педагога в отчётном году проходила по плану, основная цель которого: Помощь в адаптации учащихся к современной социальной среде. Осуществление защиты прав и интересов воспитанников.

      Создание условий необходимых для полноценного развития личности каждого ребёнка.

            В процессе социально – педагогической деятельности ставились следующие задачи:

             1. Содействовать формированию гуманистически здоровых отношений в коллективе.

          2. Оказывать содействие нормализации и оздоровлению отношений в коллективе среди воспитанников группы детского дома и в семьях.

          3. Осуществлять защиту прав и интересов детей группы детского дома и из социально – незащищённых семей.

          4. Вести пропаганду здорового образа жизни.

          5. Оказывать помощь учащимся в получении образования.

          6. Следовать концепции самопомощи – стимулирование, мобилизация внутренних ресурсов личности, её активности на преодоление трудностей.

          7. Выполнение посреднических функций призванных организовать взаимодействие и координацию усилий учителей, родителей, воспитателей всех членов педагогического коллектива, школы. 

          8. Организация деятельности по устройству детей – сирот в семьи граждан на выходные, праздничные дни и каникулы.

           9. Организация деятельности по устройству детей – сирот в приёмную семью. Подготовка, консультирование граждан желающих принять в семью ребёнка.

          10.  Организация деятельности Совета профилактики с целью профилактики (коррекции) социально опасного положения несовершеннолетних и их семей в учреждении образования.

            Вся профессиональная деятельность социального педагога опиралась на современные социально – педагогические технологии: диагностическую, профилактическую, коррекционную, технологию сотрудничества, коммуникативную, здоровьесберегающую.

     На 1 сентября 2011– 2012 учебного года список учащихся составлял                 104  воспитанника, на конец года 101 человек.       

             В работе социального педагога большое внимание уделяется положению ребёнка в семье, к выстраиванию партнёрских отношений в ней в целях воспитания полноценного адаптированного гражданина.

             Поэтому по основному разделу плана: «Взаимодействие с семьёй и родителями» в начале учебного года формируется банк данных воспитанников,  проводится социологическое исследование дифференциации семей по факторам:

Социально – экономический (малообеспеченные семьи) 55 семей, в них  70 детей;

Социально – демографический (многодетные семьи) – 11,  в них детей – 27;

неполные семьи – 17,  в них детей – 23;

опекаемые семьи — 6, в них детей – 7;

семьи воспитывающих детей инвалидов – 2, в них детей – 2;

Социально – психологический (семьи «группы риска») - 6, в них детей – 8 человек;

 дети находящиеся на индивидуальном обучении – 2, приходящих детей – 28,  приемных семей – 2,  в них детей – 11 человек.          .          .

    Все эти данные и определили функционал социального педагога по работе с детьми в учреждении интернатного типа.

    На особом положении в школе – интернате дети – инвалиды с тяжёлыми нарушениями в развитии. Это учащиеся, которые по причине тяжести заболевания находятся на индивидуальном обучении:  Игнатов. И,  Шулика.  Также в школе обучается ребёнок - инвалид, который способен учиться в классе в силу отсутствия грубых неврологических симптомов: из категории воспитанников группы детского дома.                                   

             Вся работа с детьми данной категории непроста, поэтому осуществляется она посредством организации коррекционно – образовательной помощи, оказании психологической поддержки. Постоянное тесное взаимодействие семьи, педагогов, мед. работника  дают хороший результат, ориентируют на дальнейшее развитие ребёнка, позволяют вносить современные корректировки в учебно – воспитательный, образовательный процесс. Специфика работы с такими ребятами постоянно требует индивидуального подхода, необходимости чувствовать их состояние. Всем ребятам в силу поставленного диагноза оформлены пенсии.

    Особое внимание в школе – интернате уделяется категории опекаемых детей, а именно: Юдин. М, Марков Д., Марков А., Царькова В., Ефименко Н., Онегова. Н. С данными ребятами проводятся беседы, осуществляется наблюдение за физическим здоровьем, изучается морально – психологический климат в семье, проводятся обследования условий жизни, воспитания. Социальные педагоги интересуются занятостью воспитанников во время пребывания их дома.

              В отчётном году уделялось особое внимание социального педагога неполной семье. Ребята из этих семей, как правило, испытывают затруднения в выборе друзей, в установлении контактов со сверстниками. Нарушение структуры семьи оказывает негативное влияние на личность ребёнка.  Поэтому социальными педагогами школы, классными руководителями, воспитателями в течении года осуществлялось различного рода педагогическое, коррекционное воздействие на характер внутрисемейных отношений, на воспитательный потенциал, семейный микроклимат вышеуказанной категории семьи. 

               В течении 2011 – 2012 учебного года проводилась работа социального педагога с категорией семей «группы социального риска». В школе составлен план профилактических мероприятий. Совместно с инспекторами ПДН, ИДН, сотрудниками ОВД, работниками школы осуществлялся постоянный контроль за семьями: Горяевой К., Галныкина А., Кристинина. В., Бывалькевич. А., А., Собчук. В., Гниляк. В. Любицкий С,                                                  и др. Через комиссию по делам несовершеннолетних за отчётный период прошло 4 семьи.

               В школе в системе проходила работа с детьми «группы риска». Главной задачей здесь является психолого – педагогическая поддержка, профилактика проблем и трудностей, индивидуальное взаимодействие  с подростками, изучение интересов, склонностей. Работа велась в полном взаимодействии с сотрудниками РОВД, инспектором по делам несовершеннолетних, социальными педагогами, администрацией школы, классными руководителями, воспитателями. За прошедший период времени по месту жительства организовано ряд  рейдов в семьи: Горяевой. К., Кристина. В., Галныкина. А., Собчук. В., Гниляк. В., Бывалькевича. А., Киреева. Д., Васильева. Ал., Харламовой. А., Кирьянова. А. и др.

    Социальными педагогами, классными руководителями, воспитателями, по мере необходимости составлялись психолого – педагогические характеристики на подростков «группы риска», осуществлялось включение их в общественно – значимые виды деятельности.  Формированию социальной компетентности, развитию и воспитанию детей и подростков способствовало включение их в различные кружки, спортивные секции работающие при школе. Основная цель кружков и секций оздоровление, профессиональная ориентация и досуг воспитанников. Большинство воспитанников из числа «группы риска» активно включались в различные виды общешкольных мероприятий: от классных, общешкольных до районных., а именно: Киреев Д.  принимал участие в спортивных соревнованиях, Васильев А., Иванов Е. участие в военно – патриотической игре  «Зарница» и др. Именно в таких видах деятельности у воспитанников «группы риска» есть возможность преодолеть себя, а зачастую и освоить новую для себя систему ценностей и образа жизни.

    Стало традицией проводить совместно с инспекторами ПДН, ИДН профилактические беседы, классные собрания, педагогические советы на разные темы: «Кому писан закон», «Спрашивай – отвечаем», «Подросток и криминал. Устоять на краю», «Моя будущая семья» и т.д.  В рамках школы организована профилактическая неделя «Ты и закон».

  

В  данной таблице приведена информация о количестве правонарушений и преступлений.

Учебный год

2009 - 2010

2010 – 2011

2011 – 2012

Совершено преступлений учащимися

1 (Игнатьев Н.)

1 (Иванов. Е)

2 (Суняев. А.)

 

1 (Киреев Д.)

2 (Васильев А.)

Совершено правонарушений

1 (Иванов Е)

-

-

Доставлено в алкогольном опьянении

1 (Чернявский Е)

1 (Чернявский Е)

-

Доставлено за другие правонарушения

-

-

-

Состоят на учёте в ПДН

- на начало года

 

 

7

 

 

11

 

 

10

- на конец года

6

9

8

Снято с учёта

4

5

2

             Для формирования активной жизненной позиции, пропаганды здорового образа жизни в отчётном году проведена работа по профилактике и предупреждению особо опасных привычек таких как: наркомания, токсикомания, алкоголизм. С этой целью социальными педагогами школы разработана программа по предупреждению употребления учащимися психотропных и наркотических средств «Мы за здоровый образ жизни».  Классными руководителями, воспитателями, медицинскими работниками, сотрудниками ОВД проведено ряд бесед, лекций по данной тематике таких как:  «Наркомания – знак беды», конкурс плакатов «Вредным привычкам, нет!» «Учись говорить нет!» и др.

            С целью предупреждения травматизма, несчастных случаев с детьми на улицах, дорогах социальными педагогами разработана программа по «ПДД» рассчитанной на 3 года. С учащимися проводятся профилактические беседы по правилам дорожного движения, минутки безопасности, различные игры по усвоению правил безопасности жизнедеятельности. В школе организована и проведена профилактическая неделя по «ПДД».

             В школе организован и работает совет профилактики. Деятельность совета планируется на текущий учебный год. Совет организует индивидуально – коррекционную работу в отношении несовершеннолетних относящихся к «группе риска», учащихся пропускающих занятия без уважительной причины, учащихся сопричастные к употреблению ПАВ, общественно – опасным деяниям, попрошайничеству, бродяжничеству, учащихся систематически нарушающих дисциплину, учащихся нарушающих устав образовательного учреждения.

             Медицинским работником школы осуществлялось в течении года лечение и оздоровление детей и подростков. Проводились профилактические беседы по таким темам как: «О вреде ранней половой жизни», «Профилактика педикулёза, чесотки», «О вреде укуса насекомых», наркомания, токсикомания,  алкоголизм, «Профилактика желудочно – кишечных заболеваний», «Оказание первой медицинской помощи» и др.

              Делались прививки согласно календарного плана. Против гриппа в 2011 году привито 100 % учащихся. Осуществляется постоянный контроль за питанием детей. В отчётном году все учащиеся школы подлежащие диспансеризации успешно прошли её.  Пролечено в санатории «Айболит» за 2011 – 2012 учебный год 38 человек.  Получили спец. лечение в стационаре г. Уссурийска 4 человека,  в наркологическом диспансере г. Спасск – Дальний 2 человека.

               В отчётном 2010 – 2011 учебном году на должном уровне осуществлялась работа социального педагога по отношению к воспитанникам группы детского дома. В связи с этим основной целью деятельности социального педагога здесь является: создание условий для социального саморазвития воспитанников и их профессионального самоопределения. Для достижения этой цели социальным педагогам приходится решать множество разнообразных задач, которые направлены на реализацию ряда функций:

    1. Воспитательная – предполагает включение ребёнка (подростка) в окружающую среду, процесс его социализации, адаптации в ходе обучения и воспитания.

    2. Управленческая – анализ социально – педагогических условий жизнедеятельности детей и их влияние на развитие каждого ребёнка.

    3. Коррекционно – педагогическая  деятельность – организованный педагогический процесс.

    4. Социально – правовая функция – правовая защита ребёнка.

    5. Социально – реабилитационная функция – воспитательная и образовательная работа с детьми – инвалидами. 

    На начало учебного года число воспитанников «группы детского дома» составляло 40 человек, на 1 июня 2012 учебного составляет 39 человек. Важным аспектом является здесь социально – правовая защита. На каждого воспитанника «группы детского дома» ведётся личное дело; составляется необходимая документация; оформляются паспорта; гражданство; ведутся пенсионные дела; осуществляется контроль за техническим состоянием закреплённого жилья; аренде жилья; ведётся работа по алиментам; розыску родителей; сберегательным книжкам; аренде жилья и т.д. Налажено взаимодействие с органами опеки различных районов Приморского края, отделами социальной защиты населения, с пенсионным фондом, с отделами ЖКХ, органами прокуратуры. 

            В результате данной совместной деятельности в отчётном году оформлено 3 паспорта; 2 воспитанника поставлены на льготную очередь для получения жилья. Социальные пенсии получают 20 воспитанников, пенсии по инвалидности получает 1 воспитанник, выплачиваются алименты  18 воспитанникам; 1 воспитанница оформлена в Екатериновский дом – интернат для глубоко умственно – отсталых детей. У одной воспитанницы по решению суда признали мать безвестно отсутствующей. По решению суда В судебном порядке исключили из актовой записи о рождении сведения об  отце воспитаннику группы детского дома Макарову Кириллу.

            В настоящее время ведётся работа по постановке на очередь для получения жилья воспитаннику группы детского дома (Реброву В).  Подан 1 иск в суд о лишении родительских прав. Продолжается деятельность социальных педагогов по взаимодействию с ОСП по Приморскому краю в отношении алиментных обязательств к родителям воспитанников. В розыске находятся родители 3 воспитанников группы детского дома.

    Выясняется круг вопросов связи с другими родственниками, восстанавливаются родительские отношения.

    Успешно  в отчётном 2011 – 2012 учебном году выполнен закон ПК № 357 – КЗ от 10.05.2006 года «О порядке передачи детей – сирот, детей оставшихся без попечение родителей на патронатное воспитание». На летний период 2011 – 2012 года планируется передать на гостевое пребывание 19 человек.

месяц

семья

Кол – во воспитанников

01.06.11

8

9

Июль — август 2011

14

16

Октябрь ноябрь 2011

4

9

Декабрь — январь 2012

5

9

01.03.12

3

3

01.05.12

7

9

            В настоящее время ведётся работа по оформлению двоих воспитанников группы детского дома в приёмные семьи (Ведерников Д., Дронова А.).

             Для воспитанников «группы детского дома» временное пребывание в семье психологически благоприятно. Дети – сироты в домашних условиях заметно меняются, лучше адаптируются в повседневной жизни, принимают нормы и ценности новой социальной среды (питание, условия проживания, контроль взрослого, приобщение к трудовым навыкам и т.д.).

              В результате всего этого возможна безболезненная социализация воспитанников «группы детского дома» к существующим социальным условиям.

              Большое значение придаётся организации коллективного труда, самообслуживанию, сбережению общественного имущества, выработке привычки трудится на благо своего коллектива. Работу по организации общественно – полезного труда воспитанников «группы детского дома» осуществляют воспитатели совместно с социальными педагогами, классными руководителями, зам. директора по В.Р.

              Совместно с классными руководителями в отчётном году велась работа по организации всеобуча.

              Осуществлялось посещение семей учащихся, не посещающих школу. По мере необходимости организовывались встречи, рейды в семьи с инспекторами ПДН, привлекались специалисты сельских поселений, врачи, работники полиции. Осуществлялись звонки по месту жительства родителей.

              В течении учебного года из списков учащихся школы отчислено трое человек. В отчётном 2011 – 2012 учебном году школу посещало 100 % учащихся.

              Подводя итоги всему вышеизложенному, проанализировав результаты деятельности социального педагога в школе – интернате 8 вида можно сказать о том, что вся работа социального педагога осуществляется во взаимодействии с социальными службами, административными ведомствами и организациями. В процессе социально – педагогической деятельности  социальными педагогами детям и подросткам  оказывалась социально – информационная, социально – правовая, социально – психологическая, социально – педагогическая, социально – реабилитационная помощь.  В 2011 – 2012 учебном году социальными педагогами проведён педагогический совет по теме: «Почему воспитанники школ – интернатов совершают побеги?».       

Работа социального педагога многогранна, поэтому ее четкая и правильная организация во многом зависит от личности социального педагога.

 

 

            Анализируя работу школы за 2011-2012 учебный год, можно сделать вывод:

- в целом деятельность образовательного учреждения за минувший учебный год можно признать удовлетворительной;

- все учащиеся школы аттестованы и переведены в следующий класс, качество обучения учащихся в течение учебного года и в сравнении с предыдущим  остается стабильным;

- все учащиеся 9 класса успешно прошли итоговую аттестацию;

- согласно требованиям проведена аттестация  трех  педагогов на  высшую квалификационную категорию;

- более успешно решается проблема занятости учащихся после учебных занятий (работа кружков,

-        школа имеет призеров районных и краевых конкурсов.

 ВЫВОДЫ:

-        Школа функционирует стабильно в режиме развития;

-        Деятельность школы строится в соответствии с государственной нормативной  базой и программно-целевыми установками департамента образования и науки Приморского края ;

-        Педагогический коллектив на основе анализа  и структурирования возникающих проблем умеет выстроить перспективу в соответствии с уровнем требований современного этапа развития общества ;

-        Школа предоставляет доступное, качественное образование, воспитание, и развитие в условиях, апробированных к возможностям и способностям учащихся;

-        Качество образовательных воздействий осуществляется за счет использования современных здоровьесберегающих образовательных технологий;

-        Школа планомерно работает над проблемой здоровья школьников.

-        В школе созданы достаточные условия для самореализации детей в урочной и внеурочной деятельности.

 

 

            Задачи школы на новый 2012-2013учебный год:

  1.  Развитие целостной системы учебно-воспитательного процесса, совершенствование функции управления в их единстве (анализ, планирование, организация, внутришкольный контроль).
  2.  Создание условий для  обучения, воспитания, развития, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ОВЗ.
  3. Повышение уровня качества обучения учащихся путем разноуровневой дифференциации и индивидуализации.
  4.  Внедрение принципов личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся.
  5.  Повышение квалификации педагогов (обучение, переподготовка с получением образования в области коррекционной педагогики).
  6.  Обеспечение совершенствования урока как основной формы УВП.
  7.  Совершенствование системы работы всех служб школы в условиях взаимодействия по сопровождению учащихся.
  8.  Развитие материально-технической базы школы (внедрение ИКТ).               
  9.  Развивать информационную компетентность педагогов. Оказывать методическую помощь по изучению и внедрению новейших технологий обучения.
  10. Создавать условия для творческой работы в обеспечении единой воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности. Выработки единых педагогических требований к изучению учебных предметов.
  11. Продолжить работу по укреплению здоровья школьников с целью формирования здорового, социально адаптированного и физически развитого человека.
  12.  Проводить углубленную коррекционную работу с детьми, имеющими педагогическую и социальную запущенность, с учетом возрастных особенностей учащихся.
  13. . Создать портфолио учителя  с целью оценки профессиональной деятельности учителя, его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие квалификационной категории. 

 

 

 

 

 

 



Создать бесплатный сайт с uCoz